Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бо ху тун

Энциклопедия Кольера

Отчет [[о дискуссии в Зале]] Белого тигра, Диспут в Зале Белого тигра. Другое название - Бо ху тун и (Исчерпывающий отчет [[о дискуссии в Зале]] Белого тигра), Бо ху тун дэ лунь (Рассуждения о благодати/добродетели [[в Зале]] Белого тигра). Энциклопедическое сочинение, составленное китайским ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди династии Восточной Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонической литературы - Пяти канонов, У цзин (первая состоялась в 81 до н.э. в Палате Каменного канала - Шицюйгэ). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах победила "школа текстов новых письмен", выработавшая официальную интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме Бо ху тун до эпохи Цин (1644-1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значительной мере отражал "апокрифическую" (вэй3) традицию. В 18 в. в связи с развитием "школой текстов старых письмен" научно-критической текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя ("эклектических" памятников). Современный текст Бо ху тун, восходящий к печатному изданию 1305, состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в котором строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеческой жизни с устройством мироздания. Главная ответственность за это лежит на государе - Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной "благодати" (дэ1).

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. M., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы